Пример №2. Неэффективное использование собственного капитала
Клиент – производитель металлопроката различного назначения. Когда мы приехали знакомиться, он с гордостью показал отчетность с чистой прибылью 9% от выручки. «Это как минимум вдвое выше, чем по отрасли», — сообщил клиент. Наш вопрос о том, считает ли он показатель чистой прибыли от выручки достаточным для оценки эффективности бизнеса, его удивил: «А что еще может быть показателем?».
Чтобы лучше разобраться в ситуации, мы рассчитали ROE, то есть рентабельность собственного капитала (активов бизнеса, созданных на капитал собственника, за вычетом обязательств). Показатель в 2,2% говорил о низкой эффективности использования активов. Если бы пару лет назад собственник продал их хотя бы по номинальной стоимости и положил деньги на депозит в «Сбербанк», он заработал бы существенно больше.
Оказалось, что часть активов поставлена на баланс по низкой стоимости, а часть полностью амортизировалась. Это уменьшило «бумажные» затраты бизнеса. При этом сами активы не были загружены: только один цех работал в две смены, остальные – в одну. Наличие высокой чистой прибыли усыпило бдительность собственника.
Рецепт. Мы выяснили, что когда-то завод производил больше продукции, но от части изделий владелец отказался, мотивируя это их «низкой маржинальностью». Проанализировав рынок, мы пришли к выводу, что наценка действительно была невысокой, но обороты это компенсировали. Расчеты показали, что стоит возобновить производство этих изделий и тем самым увеличить загрузку активов.
В управленческом учете мы переоценили активы, приблизив их стоимость к рыночной. В результате завод из прибыльного превратился в убыточный (на бумаге). Однако рост загрузки мощностей постепенно возвратит предприятие в «плюсовую» зону. В качестве побочного эффекта роста объемов появилась возможность снизить издержки на закупку сырья. Кроме того, ряд инноваций в производстве помог снизить себестоимость. Запуск новых изделий возобновился несколько месяцев назад, выручка компании уверенно растет.